О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад № 47» осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
В МБДОУ «Детский сад № 47» созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов обучения и воспитания;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ |
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинеты учителей – логопедов и дидактический стол для проведения песочной терапии в кабинете учителя-дефектолога Специально оборудованные кабинеты для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Кабинет учителя-логопеда
Предназначение логопедического кабинета:
" проведение диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
" Практическая коррекционная подгрупповая и индивидуальная работа с детьми ОВЗ.
" Консультативная помощь педагогам ДОУ и родителям (законным представителям) обучающихся.
Кабинет учителя-дефектолога:
Предназначение кабинета учителя-дефектолога:
" проведение психолого-педагогического обследования развития детей дошкольного возраста.
" Практическая коррекционная подгрупповая и индивидуальная работа с детьми ОВЗ и другими детьми, которым требуется коррекционная помощь педагога - психолога.
" Консультативная помощь педагогам ДОУ и родителям (законным представителям) обучающихся.
Методический кабинет
Предназначение методического кабинета:
" проведение педагогического обследования развития детей дошкольного возраста.
" Практическая коррекционная индивидуальная работа с детьми ОВЗ и другими детьми, которым требуется коррекционная помощь старшего воспитателя.
" Консультативная помощь педагогам ДОУ и родителям (законным представителям ) обучающихся.
" Хранение, обновление, систематизация методических пособий для работы с детьми ДОУ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Групповые помещения:
В состав групповых помещений входят:
" раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения одежды);
" групповая (для проведения игр, занятий, коррекционной работы, организации совместной деятельности воспитателя и детей, приема пищи),
" спальная ( для организации дневного сна);
" место для мытья посуды ( комната);
" туалетная комната (совмещенная с умывальной) ( для провещения санитарно-гигиенических процедур).
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
|
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Отдельного помещения библиотеки в ДОУ нет. Литература находится в методическом кабинете.
Литература систематизирована по направлениям:
* учебная и методическая литература;
* литература по работе с детьми ОВЗ;
* периодическая печать;
* детская художественная литература
|
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Предназначение музыкально и физкультурного залов:
" решение задач музыкального и физического развития детей дошкольного возраста;
" практическая коррекционная групповая, подгрупповая и индивидуальная работа с детьми ОВЗ, работа по сохранению и здоровья;
" организация совместной работы между всеми участниками образовательных отношений в разных формах (лекции, консультации, собрания, развлечения, праздники, утренняя гимнастика, НОД и др.);
" хранение, обновление, систематизация пособий, технических средств обучения, физкультурного оборудования, тренажеров и др. для работы с детьми по физическому и другим областям развития детей .
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
|
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду подобраны в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения сформированы по следующим видам:
" печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
" электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
" аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
" наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
" демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
" спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
|
Обеспечение доступа в здания ОО детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Не требуется создание особых условий. В целях обеспечения доступности ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ имеется кнопка вызова помощника. В случае необходимости посетитель с инвалидностью может воспользоваться кнопкой вызова помощника и получить всю необходимую информацию от сотрудника детского сада, помощь в передвижении по зданию, имеется табличка Брайля Перед входом в МБДОУ "Детский сад № 47" имеется место для стоянки, в том числе для автотранспортных средств инвалидов.
В МБДОУ "Детский сад № 47" организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ". Питание воспитанников осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья составляется по мере необходимости, при поступлении в ДОУ ребенка с потребностями в организации специального питания
|
Условия питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ | |
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Организации образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная образовательная программа. Специальные условия охраны здоровья и безопасности:
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с ОБУЗ "Ивановская клиническая больница имени Куваевых" г. Иваново, в рамках которого: в ДОУ ежедневно работает медицинская сестра и 2 раза в неделю врач.
Поликлиника организует систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводит консультации для воспитателей, родителей, проводит: профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры), прививки и др. мероприятия.
В ДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ.
Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождения детей-инвалидов и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников разработана программа "Оздоровительная программа мероприятий по закаливанию и повышению резистентности организма у детей МБДОУ "Детский сад № 47", а так же проводятся следующее мероприятия:
* проведение коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы;
*мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
*осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
*обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
*осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
*осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
В ДОУ разработана Инструкция "Санитарно-эпидемиологические правила и требования МБДОУ " Детский сад № 47"
Каждая группа имеет отдельное групповое помещение и прогулочный участок
|
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено |
Доступ и информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов или детей с ОВЗ |
Не требуется создание особых условий. Доступ и информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов или детей с ОВЗ Наличие альтернативной версии официального сайта организации социальной сферы в сети "Интернет" для инвалидов по зрению. Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 3 точки, в том числе для учебно-вспомогательного целей - 3. Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 5 Кбит/сек. Оказание данных услуг осуществляется провайдером "Комтел". Разработан и действует сайт МБДОУ "Детский сад № 47". Функционирует электронная почта: http://Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. / Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Интерактивная доска с комплектом программного обеспечения (музыкальный зал); мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; наличие возможности предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
" интерактивная доска с комплектом программного обеспечения (музыкальный зал);
" мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале;
" переносная мультимедийная установка;
" музыкальные центры (2 шт.);
" магнитофоны (в каждой возрастной группе);
" 8 рабочих мест ( ноутбук, принтер) используются и для работы с воспитанниками, в том числе у специалистов ( 2- у учителей- логопедов, 1 - у учителя-дефектолога, 1 - у музыкального руководителя, 1 - у старшего воспитателя, 1 - у мед.сестры и 1 - у завхоза, 1 -у заведующего).
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием
|
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ | |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии.
Материально-техническое оснащение
Наряду с этим необходимо отметить, что создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеются учителя - логопеды и учитель-дефектолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются:
Дети - инвалиды могут получать образование в общеобразовательных группах в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В МБДОУ «Детский сад № 47» функционирует психолого – педагогический консилиум.
Психолого-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Цель ППк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи психолого-педагогического консилиума:
* выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
* выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
* подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
* выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
* анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
* формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
Наличие специализированных кабинетов и дополнительно оформленных помещений:
Музыкальный зал, с необходимым оборудованием: пианино, музыкальный центр.
Кабинеты учителя-дефектолога и учителей-логопедов, в которых систематизирован материал для проведения развивающей и коррекционной работы.